О детских автомобильных сиденьях, их выборе и покупке много написано и
сказано. Кажется, непосвященных оставаться не должно. Однако, как
следует из интернет-форумов и писем на Колеса.RU, у многих по поводу
детских автокресел все еще нет полной ясности.
Почему для перевозки детей нужны специальные сиденья?
Назначение детских авто-кресел – удерживать ребенка в безопасном
положении в случае столкновения, экстремального торможения или резкого
маневра. Ту же роль выполняют и «взрослые» ремни безопасности, о
необходимости использования которых, надо думать, все дискуссии
закрыты. Даже если посадить ребенка на заднее сиденье или держать его
на руках, это не обеспечит достаточного уровня безопасности.
Как показывают краш-тесты и анализ реальных ДТП, сидящий сзади
ребенок при столкновении буквально вылетает с сиденья и получает
серьезные травмы, страдая более, чем пристегнутые взрослые пассажиры.
Очень опасно перевозить детей на руках, особенно на переднем сиденье. В
этом случае, если взрослый пристегнут, инерция просто вырывает ребенка
из рук. Непристегнутый взрослый сам устремляется вперед и давит ребенка
своей массой. А сработавшая подушка безопасности способна сильно
травмировать малыша, которого держат на коленях.
Пристегнуть ребенка с помощью обычных «взрослых» ремней на
взрослом сиденье невозможно – как, к примеру, пристегнешь грудного
младенца? Да и семи-девятилетнего ребенка штатная система тоже не
способна удержать: ребенок при аварии просто вылетает из ремней.
Для ребенка в автомобиле важно наличие развитой боковой поддержки
и системы поддержки головы. Ведь вес головы в пропорции к телу у
малышей велик, отчего при столкновении (и даже просто при резких
маневрах) шейный отдел подвергается большой нагрузке. Вообще, принципы
создания детских автомобильных сидений близки к конструированию
взрослых кресел для автогонок. Здесь также все направлено на то, чтобы
ребенок не болтался в своем сиденье и не мог из него вылететь.
Какие существуют виды детских автокресел?
Все детские автокресла разделены на группы в зависимости от веса и возраста детей.
Для детей возрастом до 1.5 лет и весом до 13 килограммов, т. е. для
грудных младенцев, предназначаются удерживающие устройства,
представляющие собой люльку, – это пластиковый корпус на силовом
каркасе, обшитый тканью с мягкой набивкой внутри. К следующей группе
относятся кресла для детей возрастом от 1 до 4 лет и весом от 9 до 18
килограммов. Конструктивно такое сиденье – некий переход от люльки к
креслу.
Далее идут приспособления, предназначенные для детей от 3 до 7 лет
и весом от 15 до 25 килограммов, и за ними – кресла «здоровяков» в
возрасте от 6 лет. Существуют и раздвижные универсальные сиденья,
регулируемые по размеру, которые могут использоваться как для детей
трех лет, так и для двенадцатилетних.
Как устанавливаются сиденья и пристегивается ребенок?
Существует две системы. Первая – это когда кресло фиксируется на
сиденье машины штатным ремнем безопасности, пропускаемым через
кронштейны или проемы на корпусе, а ребенок в нем пристегивается
отдельными внутренними ремнями. Такая схема, как единственно возможная,
применяется во всех креслах-люльках для младенцев и сиденьях для
малышей до четырех лет. В креслах же для детей постарше может
использоваться и другой вариант: сиденье просто ставится в машине
сверху штатного, и ребенок в нем пристегивается имеющимся ремнем
безопасности, пропущенным через специальный кронштейн на корпусе
кресла.
В каком месте надо устанавливать кресла?
Место для установки детского сиденья в машине может быть любым – как
сзади, так и спереди. Важно: если детское кресло стоит на переднем
сиденье, то подушка безопасности обязательно должна быть отключена,
иначе при срабатывании она может травмировать ребенка. Кресла для детей
от четырех лет и старше ставятся лицом по ходу движения. Люльки же и
сиденья для тех, кому еще нет трех, обычно устанавливают лицом против
хода, чтобы при столкновении движущегося по инерции младенца
«принимали» не ремни, а мягкое ложе люльки, не давая голове малыша
сильно смещаться.
Как надо выбирать детское автокресло?
Прежде всего, сиденье должно соответствовать возрастной группе.
Обязательно стоит обратить внимание на наличие регулировок высоты и
ширины спинки кресла, угла ее наклона, длины подушки кресла, высоты
боковой поддержки, подголовника, фиксаторов ремней безопасности. Это
позволяет настроить кресло индивидуально. Приобретать сиденье для
ребенка от 4 лет и старше вообще лучше вместе с ним – имеет смысл
посидеть в разных креслах и купить наиболее удобное.
Необходимо обращать внимание на форму спинки и посадку ребенка,
что особенно актуально, если ездить помногу. Кресло не должно нарушать
осанку, придавая позвоночнику неправильное положение. Все это
опять-таки закладывается на этапе разработки, где серьезные компании
привлекают для консультации специалистов-ортопедов.
Выбирая сиденье, можно установить его в автомобиль, а затем
попробовать пристегнуть в нем ребенка. Тут сразу легко будет оценить
все эксплуатационные параметры – удобство посадки, простоту
снятия-установки и пристегивания. Также стоит посмотреть, насколько
компактно кресло складывается, удобно ли оно для хранения и перевозки в
багажнике.
Есть ли сертификация детских сидений?
В Европе все детские автомобильные удерживающие устройства для
допуска к продаже и использованию обязательно проходят полный цикл
специальных испытаний на соответствие последнему Европейскому стандарту
безопасности. Успешно выдержавшие тест получают сертификат, и на
маркировке таких кресел ставится обозначение ECE R44/03. На его наличие
надо обязательно обращать внимание при покупке.
Что значит качественное или некачественное детское автокресло?
Качество детского сиденья определяется прежде всего его способностью
выполнять свою главную функцию: не стесняя ребенка во время поездки,
суметь надежно удержать и предохранить его от травм при аварии. Такая
способность закладывается еще на этапе разработки и конструирования
сиденья, для чего серьезные производители проводят длинные серии
испытаний и краш-тестов. Все это приводит к удорожанию продукции,
однако позволяет детскому сиденью выполнять свою миссию. Там же, где
средства в испытания не вкладываются, продукт получается дешевле и
доступнее, но и обеспечение безопасности под вопросом.
Свою роль играют и материалы, из которых изготовлено сиденье, сама
добротность и эстетичность его исполнения. Обивка не должна линять,
протираться и рваться, а кронштейны и замки – заедать. Впрочем, это
вещи понятные. Кстати, там, где не экономят на краш-тестах, не экономят
и на материалах.
Существует ли в России услуга проката кресел?
Да, существует. Также многие продавцы предлагают сервис по обмену старого кресла на новое – с доплатой.
Есть ли кресла для двойняшек?
У большинства европейских производителей таких кресел нет. Ибо
подобное сиденье будет выглядеть, как два поставленных рядом кресла,
только скрепленных между собой, что в использовании неудобно.
Что именно требуют ПДД по вопросу перевозки детей?
В Правилах во 2 разделе существует пункт 2.1.2, где говорится
следующее: «Водители механических транспортных средств обязаны при
движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности,
быть пристегнутыми и не перевозить пассажиров, не пристегнутых
ремнями». Для взрослых тут все понятно, но вот как пристегнуть
пассажира возрастом 1 год? И вот сейчас эту дыру в законе решили
заткнуть, постановив раздел 22 дополнить пунктом 22.9 следующего
содержания:
«22.9. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их
безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах,
оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с
использованием специальных детских удерживающих устройств,
соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих
пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных
конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового
автомобиля - только с использованием специальных детских удерживающих
устройств.
Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла».
Яснее всего сказано про мотоцикл. Насчет же остального – опять
получилась дыра. Ибо как понимать эту фразу «или иных средств»?
Выходит, что возить ребенка можно, хоть посадив на подушки, – главное,
чтоб на нем был застегнут ремень.
Только закон и дыры в нем - это одно, а жизнь и здоровье – это другое.
И что выбрать: просто избежать штрафа или максимально обезопасить
своего ребенка – для нормального человека это вообще не вопрос, тут все
предельно ясно.